Инвестиционные фирмы, как и любые другие компании, обычно имеют внутренние нормативные документы — политики и процедуры. Политики определяют принципы, согласно которым фирма осуществляет ту или иную деятельность. Процедуры содержат детальное описание шагов, которые нужно сделать для достижения определенного результата. Внутренние документы не имеют силы за пределами фирмы, но внутри могут эффективно регулировать правила поведения ее сотрудников.

Процесс разработки политик и процедур очень похож на процесс разработки регуляторных актов. Регуляторы даже могут предусматривать принятие некоторых политик и процедур, оставляя на усмотрение фирм конкретные формулировки их положений. Наличие этих документов часто требуется в ходе различных проверок.

Фирмы также должны наладить эффективный надзор за выполнением политик и процедур. Вообще, контроль должен начинаться еще до принятия нового сотрудника на работу — по проверке его или его прошлого и репутации. Далее следует сделать вступительный тренинг, где изложить требования основных политик, процедур и регуляторных актов, которые применимы к сфере компетенции нового сотрудника.

Надзор за соблюдением политик, процедур и нормативных требований в дальнейшем должны проводиться постоянно. Нужно документировать все важные действия персонала, чтобы потом убедиться в их правомерности. Также фирма должна хранить всю документацию в течение установленного периода. В случае выявления нарушений руководство фирмы должно своевременно принять меры по их преодолению, привлечения виновных лиц к ответственности, а также принять меры по предупреждению повторных нарушений. Руководство также должно обеспечить средства информирования о возможных нарушениях и защитить тех, кто информирует о них, от мести.

Одним из факторов, способствующих нарушениям, есть желание получить бонус или дополнительную компенсацию. Фирмы должны так разрабатывать программы поощрения продаж, чтобы ее сотрудники не пытались продавать продукты вопреки потребностям клиентов. Соответствие этическим практикам должно стать одним из пунктов в ежегодном анализе деятельности работника.

Важно помнить, что руководство фирмы несет личную ответственность за нарушение регуляторных и этических норм всеми ее сотрудниками. Даже если сам руководитель не совершил ни одного нарушения, он или она может быть привлечен к ответственности за действия подчиненных. Санкции к нарушителям могут включать штрафы, заключения, лишения лицензий или запрет на трудоустройство в инвестиционной отрасли.

Не следует забывать о репутации. Даже если штрафы давно погашены, плохая репутация может еще много лет наносить существенный экономический ущерб лицу. И жаль, что когда-то был причинен клиентам, финансовым рынкам и экономике в целом, запоминается надолго.