Прибылью является разница между выручкой от реализации продукции и всеми затратами фирмы. Бухгалтерская прибыль учитывает все явные затраты, подтвержденные документами. Экономическая прибыль дополнительно учитывает неявные затраты, а именно — альтернативную стоимость тех ресурсов, которые владельцы вложили в бизнес, но от которых они могли получать доход в случае другого использования.

Расходы компании делятся на фиксированные и переменные.

Фиксированные и переменные расходы

Фиксированные не зависящие от количества проданных товаров или услуг, тогда как переменные растут пропорционально этого количества. Поскольку выручка всегда прямо пропорциональна количеству проданной продукции, то при наличии фиксированных затрат существует точка безубыточности — и наименьшее количество проданных товаров и услуг, при которой выручка начинает покрывать все расходы компании.

Точка безубыточности

Бизнес-модели обычно основаны на эффекте масштаба — расходы растут медленнее, чем выручка, если производство поставлено на поток. С другой стороны, когда достигается насыщение рынка, то дальнейшее увеличение производства будет менее прибыльным, поскольку становится сложнее продавать дополнительные единицы продукции. Этот экономический принцип называют законом убывающей доходности.

Закон убывающей доходности

Закон убывающей доходности: 1. Маржинальная доходность увеличивается, поскольку расходы растут медленнее, чем выручка;
2. приближения к насыщению рынка темпы роста выручки уменьшаются, следовательно доходность растет медленнее, а маржинальная доходность уменьшается;
3. Когда достигнуто насыщение рынка, расходы на сбыт дополнительной единицы продукции превышают валовой доход от ее продажи, следовательно доходность уменьшается, а маржинальная доходность становится отрицательной;

Структура расходов компании обычно не имеет решительного влияния на цену ее продукции, поскольку цена определяется соотношением спроса и предложения на рынке. Но спрос можно стимулировать, можно создавать группы лояльных к бренду покупателей, с другой стороны могут существовать барьеры для входа новых производителей, что ограничивает предложение.

Рыночная среда, где существует много продавцов и покупателей, где товары не являются уникальными, где не существует барьеров к входу, называют рынком свободной конкуренции. Ни один покупатель или продавец не может повлиять на цену в таких условиях. Производители имеют нулевую экономическую прибыль.

Чистая монополия — это ситуация на рынке, когда один продавец. Такой продавец имеет полный контроль над ценой и может получать значительную экономическую прибыль за счет потребителей. Итак, государственные органы обычно вмешиваются и регулируют монополии.

Монополистическая конкуренция — это ситуация на рынке, когда есть много продавцов, но их товары имеют уникальные черты. Это достигается благодаря силы бренда или различными техническими характеристиками. Обычно при этом нету существенных барьеров к входу.

Олигополия — наоборот, ситуация, когда барьеры существуют, рынок поделен между небольшим количеством продавцов, которые предлагают очень похожие товары. Они могут образовывать картель, чтобы совместно определять объемы производства и цены с целью увеличения экономической прибыли.