Рынки, где люди готовы привлечь финансирование, продают свои ценные бумаги инвесторам, называют первичными. После первого размещения ценных бумаг продаются и покупаются на вторичных рынках. Следовательно, привлечение капитала происходит на первичных рынках.

Ярким примером первичного размещения является IPO, первый выпуск акций компании широкой публике инвесторов через листинг на бирже. Это очень сложный и долгий процесс, поскольку компании нужно осуществить раскрытие информации, которое до этого она как частная компания не проводила. Основным документом является проспект эмиссии, хотя также нужно подавать и финансовую отчетность, подтвержденную внешним аудитом, и привести корпоративное управление в соответствие с требованиями биржи.

IPO обычно делают через андеррайтера — инвестиционный банк, выкупает всю эмиссию акций за свой счет, а потом продает инвесторам через биржу. Основной андеррайтер часто привлекает средства ряда инвестиционных банков, следовательно, формируется синдикат андеррайтеров. Андеррайтеры собирают заявки заинтересованных инвесторов, таким образом они создают спрос в ходе маркетингового процесса, называемого road show. Его цель — сформировать книгу будущих заявок на покупку акций от инвесторов.

Если спрос на акции IPO является очень большим, то всем желающим акций не хватает, поэтому их распределяют пропорционально количеству сделанных заявок. Зато, если спрос будет меньше, чем количество акций, то андеррайтер остается с нераспроданными акциями, как правило, не является желаемым результатом для инвестиционного банка. Но это его риск.

Если инвестиционный банк желает избежать такого риска, то он вместо андеррайтинга осуществляет IPO на условиях лучших усилий, то есть не выкупает всю эмиссию акций, а только собирает заявки инвесторов и удовлетворяет имеющийся спрос. Итак, если спрос меньше на эмиссию, то компания не продаст все эмитированные акции но не привлечет запланированный объем капитала.

Вторичный выпуск акций — это предложение дополнительной эмиссии акций компании, уже имеющей листинг на бирже. Он намного проще и быстрее, чем IPO, но тоже может проходить через андеррайтинг или на условиях лучших усилий. Компания также может выбрать регистрацию «на полке», когда она не привлекает инвестиционный банк, а сама продает собственные акции. В таком случае компания не получает капитал от эмиссии сразу, средства поступают по мере продажи акций, но это дешевле и предотвращает образование ценового давления благодаря одновременному увеличению предложения на рынке.

Частные размещения акций осуществляются напрямую инвесторам и не привлекают публичные рынки капитала. Для них не нужно раскрывать такой объем информации, как для публичных размещений, их регулирование намного меньше, их можно осуществить гораздо быстрее и дешевле. Но они доступны для ограниченного круга инвесторов, следовательно, цена акций по частным размещениях будет ниже, чем за публичных.

Акции, эмитированные во время любого выпуска, должны сначала предлагаться имеющимся акционерам (иначе было бы легко размыть их долю собственности в компании) по цене, меньше рыночной. Если какой-то акционер не имеет средств, чтобы приобрести дополнительные акции, он может продать свои права на эмитированные акции на рынке и получить определенную прибыль.