Экономика изучает принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. Микроэкономика изучает это на уровне одной компании, макроэкономика — на уровне страны. Движущие силы экономики — это спрос и предложение.

Спрос

Спрос определяет, какое количество товаров потребители готовы приобрести в зависимости от цены. Закон спроса: чем выше цена, тем меньше спрос. Но он приходит нелинейно. Полезность определяет то, какую ценность потребитель получает от потребления продукта, а закон убывающей предельной полезности определяет: полезность потребления дополнительной единицы продукта уменьшается с ростом количества потребленного. Итак, когда цена падает, то темпы роста потребления замедляются. Это можно наблюдать на примере кривой спроса.

Кривая спроса - микроэкономика

Кривая спроса

Кривая спроса может сдвигаться влево или вправо в зависимости от структурных изменений спроса. Уменьшение спроса (сдвиг влево) происходит, если возникают субституты (товары-заменители), или меняются вкусы потребителей и товар выходит из моды.

Кривая увеличения спроса

Кривая увеличения спроса

Увеличение спроса (сдвиг вправо) может быть вследствие появления комплиментарных товаров или технологических изменений (спрос на мобильный интернет который рос из-за появления смартфонов).

Предложение

Предложение определяет то, какое количество товаров производители готовы изготовить и продать в зависимости от цены.

Закон предложения - микроэкономика

Закон предложения

Закон предложения: чем выше цена, тем больше предложение.

Кривая, когда предложение увеличивается

Кривая, когда предложение увеличивается

Кривая предложения сдвигается вправо (предложение увеличивается), когда развитие технологий удешевляет производство, падают цены на сырье или уменьшаются налоги. Наоборот, когда затраты на труд, налоги, сырье растут, то предложение уменьшается, а кривая сдвигается влево.

Если изобразить обе кривые — спроса и предложения — то в точке их пересечения достигается рыночное равновесие.

Равновесная цена - микроэкономика

Равновесная цена

В этой точке потребители готовы приобрести именно такое количество продуктов, которое готовы продать производители, а цена продукта в ней является равновесной цене. Те факторы, которые влияют на изменение структуры спроса или предложения, также будут влиять на рыночное равновесие. Если спрос увеличился, то есть его кривая сдвинулась вправо, а предложение осталось неизменным, то рыночное равновесие установится на высшем уровне цены и количества.

Сдвиг кривой спроса

Сдвиг кривой спроса

Ценовая эластичность спроса

Ценовой эластичностью спроса является отношение процента изменения спроса на товар к проценту изменения его цены. Если падение цены на смартфоны на 10% приводит к росту спроса на 15%, то эластичность равна минус 1.5. Отрицательная эластичность типична для спроса, но для товаров роскоши она будет положительной. Товары роскоши дают потребителю ощущение уникальности — чем выше цена, тем больше уникальность, и тем выше спрос. К товарам первой необходимости, таким как лекарства, хлеб — свойственна низкая ценовая эластичность спроса — от 0 до плюс / минус 1, то есть цена не сильно влияет на спрос. Единичная эластичность минус 1 — это когда темп падения спроса равен темпу роста цены, следовательно выручка от реализации товара остается неизменной.

Существует взаимная ценовая эластичность спроса, когда изменение цены на один товар влияет на стоимость другого товара. Пример: упали цены на междугородние автобусные билеты — уменьшился спрос на железнодорожные.

Существует также доходная эластичность спроса.

Доходная эластичность спроса

Доходная эластичность спроса

Для нормальных товаров при росте доходов спрос растет, но медленнее, чем доходы; для товаров роскоши — быстрее; а на посредственные товары, напротив, спрос падает при росте доходов.