Каждый день наемные работники делают полезные дела в той компании, где работают. Однако не всегда компания отвечает им таким же отношением и, например, задерживает заработную плату. Такая «экономия» в конце концов может привести и к банкротству. Ведь речь идет о неумении / нежелании планировать развитие компании с учетом всех факторов. Так, последние, несмотря на то, что начали бизнес, ошиблись в подсчетах расходов и доходов.

Что делать работникам, которые стали заложниками ситуации и ожидают выплаты немалых сумм задолженности, а также как бизнес может «подстелить себе соломки»?!

По состоянию на 1 января 2021 года задолженность по выплате заработной платы составила более 3 100 000 000 грн, треть из них — 1 100 000 000 — долги предприятий-банкротов, работники которых являются наиболее незащищенными в случае невыплаты заработной платы.

Как решить проблему и гарантировать права работников?

В 2006 году Украина ратифицировала вторую часть Конвенции Международной организации труда N 173 и взяла на себя защиту требований трудящихся в случае неплатежеспособности работодателя. Однако на практике механизм корректно не заработал — в случае отсутствия или недостаточности ликвидационного имущества предприятия, его работники не получают задолженность по заработной плате.

Решение проблемы лежит в плоскости создания специального гарантийного учреждения, который бы обеспечивал выплаты работникам задолженности по заработной плате в случае неплатежеспособности работодателя. Это, в частности, предусмотрено III частью уже упомянутой Конвенции МОТ и ст. 25 Европейской социальной хартии. Еще в июле 2016 года Правительство в своем плане неотложных мер по погашению задолженности по заработной плате поручил разработать законопроект о соблюдении требований наемных работников в случае неплатежеспособности работодателя и проработать вопрос ратификации III части Конвенции МОТ и присоединения к ст. 25 Европейской социальной хартии.

Только в 2019 году Минсоцполитики представило соответствующие законопроекты, однако на рассмотрение Верховной Рады они не вносились. Среди этих документов был и проект закона о создании специального гарантийного учреждения.

На протяжении последних лет профсоюзы неоднократно выступали с инициативами, которые могли бы улучшить защиту прав работников на своевременную выплату зарплаты. Среди них — инициатива по созданию гарантийного фонда для защиты работника в случае неплатежеспособности работодателя.

Эта и другие инициативы нашли отражение и в ряде законопроектов парламента нового созыва, однако ни один из них до сих пор не попал на рассмотрение в сессионный зал.

Почему все так сложно?

Сегодня профсоюзы вместе с экспертами Минэкономики системно проводят консультации и обсуждение законодательных предложений по созданию такого гарантийного фонда, чтобы наработать оптимальную модель его деятельности.

Мы прекрасно понимаем, что создание такого гарантийного фонда вызывает много вопросов. Ключевое из них — источники наполнения такого фонда. Принцип «если где-то убыло, значит, у кого-то прибыло» никто не отменял. Если он будет наполняться за счет средств государственного бюджета, то откуда государство будет брать на это деньги?

Если же фонд будет действовать за счет вкладов экономически активных предприятий (например, в качестве страховых взносов), бизнес будет воспринимать их как еще один налог, который в условиях экономического кризиса будет расцениваться не иначе как давление со стороны государства.

К тому же крупные предприятия-лидеры в своих отраслях вряд ли видят необходимость в «страховании работников» от своего банкротства, а для малого и среднего бизнеса такое страхование может быть непосильной ношей.

Обработка требует определения гарантийных (будет ли это структура, которая
уже существует, или необходимо создавать новую), а также перечня выплат, которые компенсируются работникам учреждением-гарантом, и их предельных размеров.

Как это можно реализовать?

Частично ответ на этот вопрос уже неоднократно звучал — в течение последних десяти лет было несколько попыток создать гарантийное учреждение. Все они закончились провалом.

Близким к оптимальному решению проблемы был законопроект от Минсоцполитики 2019 года. Тогда в министерстве отказались от того, чтобы называть такой фонд фондом, и решили наделить функциями гарантийного учреждения Гоструда.

Именно Гоструд — одна из немногих в госсекторе, которая имеет соответствующую экспертизу и может реализовать функции «фонда».

Откуда брать деньги?

Конечно, для того чтобы выплатить все долги работникам предприятий-банкротов, необходима достаточно большая сумма, которую, в условиях глобального экономического кризиса, найти не так просто. Поэтому, по крайней мере на первом этапе, такое учреждение может функционировать только для решения вопросов относительно новых долгов (к сожалению, такие появляются) и действовать с определенными ограничениями: мировая практика показывает, что размер страховой выплаты может ограничиваться тремя зарплатами.

Средства на такие выплаты можно получить, направив на это всего лишь сотую часть единого социального взноса. Не повышать ЕСВ, а перераспределить.

Какой принцип работы учреждения?

Государство за счет «отщепления» ЕСВ выплачивает гарантированную сумму работнику предприятия-банкрота. Зато право предъявления требования переходит к Гоструду и соответственно государство становится стороной банкротного процесса. То есть работник фактически передает государству право представлять его интересы.

Кстати, для работы учреждения достаточно создать соответствующий отдел в Гоструд, который бы осуществлял начисления и выплаты работниками предприятий-банкротов (ведь все необходимые расчеты проводит арбитражный управляющий) и заявлял свои права в банкротном процессе.

Есть надежда, что в ближайшее время законопроект о гарантийном учреждение могут представить официально и внести на рассмотрение ВР. Будем надеятся, что в этот момент хватит политической воли превратить проект в закон.