ICO (Initial Coin Offering) — это одна из форм коллективного инвестирования (краудфандинга).

Краудфандинг (crowdfunding) Crowd — что дословно переводится как «толпа»; и funding — финансирование. То есть, краудфандинг — коллективное инвестирование.

Когда компания решает привлечь инвестиции для развития своего проекта — она выпускает токены и предлагает их инвесторам в качестве гарантий на получение в дальнейшем прибыли или определенных услуг. Это и называется ICO.

ICO (Initial coin offering) — первичное размещение токенов, т.е. первая публичная продажа токенов

Токен — единица учёта или попросту говоря, баланс в неком цифровом активе. То есть — цифровая валюта конкретного проекта. Токены продаются как за криптовалюту, например за биткоин или эфириум так и за обычные деньги — доллары США, евро и др.

Типы токенов

Токены бывают разных типов:

  1. Токены жетоны которые в будущем могут вырасти в цене;
  2. Токены акции, аналоги обычных акций, которые будут приносить инвестору в будущем дивиденды;
  3. Кредитные токены — используются компанией как займы у инвесторов;
  4. Утилитарные токены которые дают право обмена на услуги или товары компании;

Для лучшего понимания рассмотрим пример:

Представим, что некая команда создала проект по добыче песка, и эта команда
уверяет Вас, что через полгода Вы сможете обменять один токен на одну тонну песка. Одна тонна песка условно стоит 200 на грн., а токен вам продают по 100 грн. Таким образом компания получает финансирование на разработку карьера по добыче песка, привлекая инвестора низкой стоимостью тонны песка. Получается, что с помощью ICO компании берут определенные обязательства перед инвестором о предоставлении ему в последующем вложенных им фиатных денег или криптовалют. Перед стартом ICO — обычно запускается и маркетинговая компания. Благодаря чему, потенциальные инвесторы могут ознакомиться с проектом.

Что нужно знать инвестору

Road map (дорожную карту) — наглядное представление пошагового сценария развитие проекта.

White paper (белая бумага) — официальная документация, содержащая описание проекта. Здесь также указывают основные и промежуточные цели проекта, точное количество токенов, которые будут выпущены, а также указано какое количество активов создатели оставят себе.

Узнают, какие люди задействованы в команде проекта, изучают их предыдущий опыт успех в других проектах.

ICO можно сравнивать с IPO когда акционерное общество официально продают свои акции на бирже. Однако, покупатели токенов в отличие от покупателей акций, не получают свою долю в компании и не влияют на принятие управленческих решений. Инвестор приобретающий токены подвержен большим рискам в отличие от обычных инвесторов которые приобретают акции. Это связано в первую очередь с тем, что во многих странах никакой государственной регулировки ICO практически нет. В некоторых странах таких как Китай и южная Корея — ICO вообще запрещено. В США государство пытается хоть как то контролировать данный процесс, внедряя комиссию за продажу ценных бумаг.

В свою очередь, платформы, где собирают средства с инвесторов обязаны отчитываться перед государственными финансовыми органами. Гибкая регуляторная политика постепенно внедряется в Казахстане. Зачастую, вложив свои деньги в ICO, инвестор может полагаться только на репутацию основателей проекта и блокчейн. По большому счету, компания-эмитент просто создает площадку с информацией и принимает деньги от инвесторов. Если вдруг инвестор по какой-либо причине утратит свои денежные средства вложенные в ICO, то он никак не сможет вернуть их законным путем.

На что обращать внимание

На что обращать внимание при инвестировании в ICO:

  1. Компания должна обосновать целесообразность проведение ICO и выпуск токенов перед потенциальными инвесторами;
  2. Компания раскрывает стратегический план по развитию своего проекта. С инвесторами всегда ведется и ведет открытый диалог;
  3. Компания реализует тестовую версию собственного протокола до ICO;
  4. Компания предоставляет возможность обычным пользователям бесплатно «добыть» валюту;
  5. Команда основателей должна владеть от 10% до 50% всех токенов и не должна обменивать их в течение первых трех лет работы;

Хорошим тоном также считается, если компания, проводящая ICO, привлечет третью сторону в качестве посредника между инвесторами и ними. Также большее доверие вызывают проекты в которых раскрываются личности основных участников.

Естественно риски велики, но в финансовом мире существует закон — чем выше доходность, тем выше риски. Потенциальная доходность токена значительно выше потенциальной доходности акций. Приведем несколько примеров.

Во время ICO во второй половине 2014 года один эфириум стоял 31 цент. Как Вы думаете сколько процентов доходности принес эфириум своим ранним инвесторам?

Однозначного ответа здесь нет, потому что доходность будет зависеть от того, когда инвестор продал свои монеты эфириум. К примеру, в январе 2018 года один эфириум стоил около 400 долларов, что составляет более 450% доходности! Это просто невероятно! Даже если бы инвесторы продали эфириум в середине июня 2016 года когда его цена достигла 20 долларов, то доходность составила плюс 6000 процентов. Такой высочайшей доходностью и манит людей растущий рынок криптовалют. ICO эфириум и последующий взлет цены не единственный пример на криптовалютном рынке. Таких примеров масса, правда стоит отметить, что не всем удалось повторить успех эфириум.

Рассмотрим более скромное по доходности ICO российского проекта waves. ICO стартовал в апреле 2016 года и цена за одну монету waves составляла 19 центов. На сегодняшний день цена этой монеты колеблется в районе 2,5 доллара, доходность составляет более 1500 процентов. Даже такой результат поражает своей доходностью. Тем не менее, стоит отметить, что ICO подразумевает наличие стартового капитала.

Причины инвестировать в ICO

Три причины инвестировать в ICO:

  1. Получение выгоды в будущем от продажи токенов по более высокой цене;
  2. Использование токенов для получения предлагаемой услуги компании;
  3. Поддержать интересующий проект;

Как найти ICO проект для инвестиций

К любому проекту можно присоединиться прямо на сайте проекта, для этого обязательно нужно иметь кошелек с криптовалютными средствами. Также необходимо уметь осуществлять транзакции.

Существует целое множество интернет ресурсов, на которых размещаются текущие ICO. К примеру — ICO Alert, Smith & Crown, Coinlist и другие.