Регулирование предполагает установление правил и процедур, которые являются обязательными для выполнения всеми участниками инвестиционной отрасли. Такие нормы устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и имеют целью:

  1. Защита инвесторов от мошенничества и манипулирования;
  2. Содействие здоровому развитию рынков капитала и экономическому росту;
  3. Поддержку экономической стабильности, предотвращения системных рисков и коллапса финансовой системы;
  4. Обеспечение справедливости, равного доступа к рынкам, борьбу с использованием инсайдерской информации при торговле;
  5. Повышение эффективности функционирования рынков;
  6. Социальные улучшения, такие как увеличение доступности финансовых инструментов, борьбу с отмыванием нелегальных доходов и тому подобное;

Неспособность государственных органов осуществлять адекватное регулирование приводит к нарушению работы рынков, злоупотребления активами инвесторов, продажи инвесторами активов, не соответствующих их потребностям. В конечном итоге иметь подрыв доверия к финансовым рынкам.

Регуляторный процесс обычно начинается с потребности, возникает из практики (борьба с типичными нарушениями, злоупотреблениями, реакция на скандал, лоббирование). Далее определяется орган, который имеет соответствующие полномочия отрегулировать ситуацию. Третий шаг — анализ текущей ситуации и поиск путей решения проблемы. Важно предложить такое решение, реализация которого задаст больший вред, чем имеющаяся проблема.

Четвертым шагом является публичные консультации, когда регулятор публикует проект нормативного акта и получает обратную связь от участников рынка. Далее идет собственно принятия регуляторного акта, а следующий шаг — это практическое внедрение, поскольку не так часто принятый нормативный акт может сразу заработать без адаптации существующих процессов или инфраструктуры.

Седьмой шаг — мониторинг, то есть проверка соблюдения требований регуляторного акта и расследования жалоб. Восьмой шаг — наказание за нарушение требований, от предупреждений и предписаний к штрафам и заключения. Девятый шаг — решение споров, для чего могут применяться судебная система, арбитраж, медиация. Последний шаг — это периодический пересмотр регуляторных норм, поскольку они могут устаревать, терять актуальность или эффективность. Поэтому их нужно своевременно пересматривать.

Есть два типа регуляторных режимов. Режимы, основанные на принципах, основанных на установлении общих принципов, которых должны придерживаться участники рынка. А режимы, которые основанные на правилах, содержащие конкретные правила, процедуры, требования, которые необходимо выполнять буквально. В реальной жизни чаще имеем комбинацию обоих режимов.

Некоторые регуляторные системы основываются на ограничениях, то есть они накладывают ограничения на то, каким классам инвесторов можно продавать тот или иной инвестиционный продукт. Другие системы основываются на раскрытии: в них продукты доступны всем классам инвесторов, но продавец должен раскрыть достаточный объем информации, чтобы инвесторы могли принять осведомленный решение о том, соответствует ли продукт их потребностям.