Прямой листинг — это способ выхода частных компаний на биржу путем продажи акций инвесторам напрямую на фондовой бирже без проведения первичного публичного размещения акций (IPO). Когда акции изначально предлагаются в прямом листинге, они продаются по рыночной цене, и любой инвестор может купить их, как и любые другие акции, котирующиеся на бирже.

Прямые листинги дают преимущество средним индивидуальным инвесторам, которые редко участвуют и получают акции в IPO по ряду причин.

Определение и примеры прямых листингов

Прямые листинги позволяют частным компаниям размещать и продавать свои акции на фондовой бирже инвесторам без необходимости проведения IPO. В день прямого листинга акции компании доступны для покупки и продажи на бирже любому инвестору.

Альтернативный термин: прямое публичное размещение акций (DPO)

Первоначально только акционеры частной компании могли продавать акции во время DPO, и компании не было разрешено выпускать новые акции. Но в декабре 2020 года Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) одобрила предложение Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) о первичном прямом листинге, который включает недавно выпущенные акции в DPO в дополнение к существующим акциям.

Хотя механизм прямого листинга существует уже много лет, строгие требования приемлемости со стороны бирж, таких как NYSE и NASDAQ, сделали их редкостью. Изменение правил в 2018 году открыло двери крупным технологическим компаниям, таким как Spotify и Slack, для выхода на рынки с помощью прямых списков. Spotify стал публичным в апреле 2018 года, а Slack — годом позже, в июне 2019 года.

Как работают прямые листинги?

Процесс прямого листинга начинается с найма финансового консультанта, обычно инвестиционного банка. Затем фирма предпринимает ряд шагов, таких как подача нормативных документов, определение цен и общение с инвесторами, прежде чем ее акции смогут дебютировать на фондовой бирже.

Давайте разберемся с процессом немного подробнее, посмотрев на пример прямого листинга Spotify.

Как произошел прямой листинг Spotify

По словам юридической фирмы Latham & Watkins, Spotify обратилась к фирме с идеей прямого листинга в мае 2017 года. Примерно в то же время она наняла Goldman Sachs, Morgan Stanley и Allen & Co. в качестве финансовых консультантов DPO.

По словам юридической фирмы, финансовые консультанты помогли Spotify определить цели для листинга, дали рекомендации по подаче нормативных документов и помогли в подготовке презентаций и других коммуникаций с общественностью.

Первоначальная роль финансового консультанта заключается в том, чтобы помочь компании в оценке акций, которые не принадлежат должностным лицам, директорам и аффилированным лицам. Стоимость этих акций помогает соответствовать требованиям листинга биржи, которой в конечном итоге будут торговать акции. 

Spotify проводил обсуждения DPO с SEC в течение нескольких месяцев в течение 2017 года и, наконец, сделал свою первую публичную заявку на прямой листинг в феврале 2018 года. Вторая публичная подача заявки произошла в марте того же года.

Как правило, следующие шаги для DPO включают выполнение компанией всех нормативных требований и требований к обмену, а также приглашение инвесторов рассказать им о своем бизнесе и предложении акций. 

Любой желающий может принять участие в дне инвестора, проводимом компанией перед прямым листингом. 

Spotify провела свой День инвестора 15 марта 2018 года, а SEC объявила о вступлении в силу своего регистрационного заявления 3 апреля 2018 года.

Прежде чем акции откроются для торговли в день листинга, финансовый советник работает с маркет-мейкером, назначенным биржей, чтобы установить начальную справочную цену. Эту роль для Spotify сыграл Морган Стэнли. 

Биржевые маркет-мейкеры назначают справочную цену для прямого листинга на основе спроса, то есть заявок на покупку и продажу акций компании.

Справочная цена прямого листинга не является обязательной, и цена открытия акций, когда они торгуются на бирже, может быть другой.

Например, для акций Spotify справочная цена была установлена ​​на уровне 132 долларов за акцию на основе спроса до открытия рынков для торговли в день листинга 3 апреля 2018 г. Когда рынки действительно открылись, цена открытия для акций Spotify на бирже была 165,90 долл. США.

Прямой листинг против IPO

Хотя и IPO, и прямой листинг помогают частной компании впервые вывести свои акции на фондовый рынок, у этих двух маршрутов есть много серьезных различий.

 

Какие акции предлагаются?

 

 

 

Кто может покупать акции?

 

 

 

Роль инвестиционного банка

 

 

Андеррайтинг

 

 

Начальная цена акции

 

Блокировка акционеров

 

 

Сообщение инвестору о оферте

  IPO

Компания выпускает новые и существующие акции во время IPO, что приводит к размыванию доли существующих акционеров. Указано количество размещаемых акций.

На основе спроса на акции IPO и критериев брокера для размещения. Предпочтение институциональным инвесторам, частным инвесторам может не достаться акций.

Выступает посредником между компанией и инвесторами. Отвечает за распределение и оценку вновь выпущенных акций.

Андеррайтеры IPO, обычно инвестиционные банки, помогают продавать акции. Обязательство по привлечению капитала для компании путем покупки акций IPO.

Предопределено инвестиционными банками и компанией.

Запрещает существующим акционерам компании продавать акции в течение определенного периода (обычно 90–180 дней) сразу после IPO.

Роуд-шоу для инвесторов по приглашению, как правило, для институциональных инвесторов.

DPO

До недавнего времени только существующие акционеры могли продавать акции DPO. Правило SEC от декабря 2020 года разрешает вновь созданные акции. Без разводнения, если не выпущены новые акции. 

Акции DPO покупаются и продаются на бирже, как и любые другие акции. Все инвесторы получают возможность торговать.

 

Действует только как финансовый консультант. 

 

Нет андеррайтинга для прямого листинга. Акции торгуются на бирже. 

 

Организаторы биржевого рынка устанавливают справочную цену на основе спроса инвесторов. 

Запрещает существующим акционерам компании продавать акции в течение определенного периода (обычно 90–180 дней) сразу после IPO. 

День онлайн-инвестора открыт для всех.  

 

Что означает прямой листинг для индивидуальных инвесторов?

С точки зрения среднего инвестора, прямой листинг предлагает больше возможностей. Инвестиционные банки используют серию «роуд-шоу» для продвижения и продажи IPO институциональным инвесторам и клиентам.

Частные инвесторы часто проигрывают этим крупным инвесторам и не получают акции, размещенные в ходе IPO. При прямом листинге акции становятся доступными для всех инвесторов одновременно.  

Это означает, что все, что вам нужно сделать для участия в покупке акций в прямом листинге, — это разместить заказы на покупку через любой канал, который вы обычно используете для торговли другими акциями — через брокера или приложение.

Дни инвесторов, проводимые компаниями перед прямым листингом, открыты для всех и позволяют розничным инвесторам понять, что компания может предложить, получая точно такую ​​же информацию, предлагаемую другим инвесторам.

Ключевые выводы

  • Прямое размещение — это способ для частных компаний выйти на биржу без IPO.
  • И прямой листинг, и IPO — это способы для компании впервые вывести акции на фондовый рынок, но между ними есть существенные различия.
  • В отличие от IPO, акции при прямом листинге торгуются сразу на фондовой бирже.
  • До декабря 2020 года только существующие акционеры могли продавать акции DPO. Теперь акции новой эмиссии также могут быть частью предложения.
  • Частные инвесторы, которые часто не проходили IPO, могут иметь больше шансов инвестировать в акции с прямым листингом.